вторник, 20 октября 2015 г.

Реабилитация и мы: Что нам дает Брайль



12 марта 2009 года Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» и Российская государственная библиотека для слепых провели конференцию, посвященную 200-летию со дня рождения Луи Брайля, «Брайль: история и современность».
Выступавшие говорили об огромном значении рельефно-точечного шрифта Брайля, который открыл незрячим широкие возможности для получения образования, знаний, освоения различных профессий.
Открыл заседание Сергей Николаевич Ваньшин, генеральный директор института «Реакомп»:
Разные есть сегодня суждения по отношению к системе Брайля, но реабилитологи стоят на твердых позициях: шеститочие Луи Брайля остается элементом системы реабилитации инвалидов, их культурного развития, образования и благоустройства их жизни в самом широком смысле.
На конференции присутствовала советник председателя Совета Федерации России Наталья Александровна Малышева. Она приветствовала участников по поручению Сергея Михайловича Миронова:
Подписана конвенция ООН по правам инвалидов. Сегодня перед нами стоит задача реализовать эту конвенцию, сделать ее работающей не просто на бумаге, а в жизни. Кризисное время ставит совершенно новые задачи.
Каждый человек уникален, и если господь чего-то не додал, будь то зрение, слух, то есть компенсационные механизмы, которые дают возможность человеку преуспеть в чем-то другом. И то, что мы такие разные, то, что у нас такие разные возможности, ставит перед нами необходимость сотрудничать более тесно.
Что касается Сергея Михайловича, то я думаю, ни у кого нет сомнения, что всем, чем возможно, он поможет.
Присутствовавшие на конференции вице-президенты ВОС Лидия Павловна Абрамова и Владимир Сергеевич Вшивцев, а также председатель московской городской организации ВОС Александр Николаевич Мошковский и главный специалист Департамента социальной защиты населения города Москвы Дмитрий Владимирович Ильичев обратились к собравшимся с приветственными словами.
Совместно с Сергеем Николаевичем Ваньшиным конференцию вела директор Российской государственной библиотеки для слепых Татьяна Николаевна Елфимова. Она также приветствовала участников:
Специальная библиотека для слепых уже давно стала неотъемлемой частью повседневной жизни людей с проблемами зрения. Без ложной скромности можно констатировать, что специальная библиотека – самое востребованное учреждение в этой среде. Библиотека активно осваивает цифровые технологии, оснащается современной техникой, адаптивными техническими средствами, использует коммуникативные каналы связи и передачи информации. Все это привлекает читателей в нашу библиотеку.
И тем не менее, в фондах специальной библиотеки особое, достойное место занимает книга, напечатанная рельефно-точечным шрифтом. Мы считаем ее действенным средством привлечения к чтению различных категорий наших пользователей. И сегодня, как и прежде, специальная библиотека видит свои приоритеты в консолидации усилий всех заинтересованных учреждений для продвижения брайлевской книги в читательскую среду.
Я думаю, что итоги конференции найдут положительный резонанс, и мы убедимся, что наши действия правильны.
Далее Сергей Николаевич Ваньшин выступил с докладом «Актуальность рельефно-точечной системы Брайля в современном мире»:
От Александра Ивановича Лапшина я слышал такую периодизацию: первой информационной революцией в жизни слепых было появление системы Брайля, изобретение рельефно-точечного шрифта; второй такой революцией можно считать конец 1950-х годов – появление «говорящей» книги; третьей информационной революцией стало появление персонального компьютера, доступного для использования слепым и слабовидящим. На всех этапах информационного обеспечения инвалидов по зрению система Брайля играла, безусловно, большую роль. Например, оспорить роль этой системы в послевоенные годы невозможно: все, кто потерял зрение на фронте и имел перед собой целью вернуться к полноценной жизни, обязательно осваивали эту систему. В 1960-1970-е годы, хотя уже появились и новые возможности получать информацию, система Брайля все равно была важнейшим элементом. В то время количество владеющих системой Брайля в нашей стране достигало двадцати процентов от общей массы инвалидов по зрению. Потом появляется персональный компьютер. Начинаются споры, вытеснен будет брайль с его громоздкостью, медлительностью или все-таки он уцелеет, и будет существовать? Мне представляется, что прошедшие с того времени 20 лет подтверждают правоту тех, кто считал, что брайль не погибнет и не утратит своего значения, и подтверждается это прежде всего тем обстоятельством, что появился и не утрачивает своего значения тактильный дисплей.
Тем не менее, тот период негативно сказался на развитии и поддержке существования системы Брайля. Количество владеющих системой Брайля, к сожалению, не растет.
У нас остаются еще резервы для того, чтобы вернуться к тому уровню интереса к этой системе. Прежде всего, это касается реабилитационных организаций нашего Общества и местных организаций. В библиотеках помогают освоить систему Брайля, особенно незрячие сотрудники, активисты этих библиотек, но без активной работы в местных организациях нашего Общества и в домах культуры трудно себе представить эффективное развитие этой системы.
В 2004-м году в этом же зале проходила научно-практическая конференция, посвященная применению системы Брайля в области реабилитации и образования инвалидов по зрению. Ее участники приняли открытое письмо, адресованное всем тем, от кого зависит судьба письменности слепых.
На нынешней конференции «Брайль: история и современность» текст того письма вновь был оглашен. После прочтения письма Сергей Николаевич Ваньшин призвал всех участников Конференции возвратиться к содержанию этого письма, внести дополнения или изменения и в конце конференции принять решение о повторном распространении этого письма во всех структурах, от которых зависит существование, развитие, применение системы Брайля.
Заместитель директора РГБС Елена Васильевна Захарова сделала доклад «Роль библиотек в продвижении системы Брайля»:
Я могу тезисно обозначить то, что сегодня делается в специальных библиотеках для слепых. Это формирование таких поисковых систем, которые позволяют найти нужное издание по разным его характеристикам – это наши каталоги и картотеки. И в дополнение к традиционным карточным каталогам у нас существует электронный каталог, который позволяет вести многоаспектный поиск литературы. Для этой цели также служат и всевозможные тематические справки, биографические указатели и так далее.
Особо я бы остановилась на адаптации и воспроизведении книг для детского чтения. Профессиональными издательствами такой литературы выпускается недостаточно, для маленьких детей ее просто нет. Мы с вами понимаем, что если ребенок научился читать по брайлю, то он хочет получить ту самую первую книжку, которая будет доступна ему и по смысловому содержанию, и по его физическим возможностям: по размеру ручки и так далее. В существенной мере стимулируют эту работу Всероссийские конкурсы по издательской деятельности, которые объявляет Российская государственная библиотека для слепых последние шесть лет.
На базе уже нескольких библиотек и в первую очередь на базе Российской государственной библиотеки был создан центр по подготовке детей к восприятию брайля. Ребенок научается распознавать различные поверхности, рельефы, значение символов, это готовит его к восприятию не только рельефно-точечной системы, но и к восприятию книги, как важного источника информации.
Я бы еще отдельно остановилась на национальном брайле. Именно специальные библиотеки в регионах являются организаторами разработки национального брайля и в дальнейшем они становятся и базой для воспроизведения изданий на национальных языках рельефно-точечным шрифтом. Примеры этого: это башкирская, татарская, удмуртская, якутская специальные библиотеки, которые проводят эту работу не только в интересах жителей своего региона, но и обеспечивают этими изданиями носителей языка, проживающих как в других регионах Российской Федерации, так и за пределами нашей страны.
Обучение брайлю. Во многих случаях такие кружки создаются именно на базе библиотек. И, конечно, конкурсы: на звание лучшего чтеца по брайлю, самого активного читателя рельефно-точечных книг, на лучшую читающую семью.
Затем на конференции выступали специалисты. Заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения института коррекционной педагогики Российской Академии Образования Венера Закировна Денискина говорила об актуальных проблемах повышения качества владения системой Брайля инвалидами по зрению:
Всяк по-своему продвигает систему Брайля. Планетарное общество США назвало астероид именем Луи Брайля, как одного из десяти самых выдающихся изобретателей. Теперь делают рельефные татуировки, чтобы при пожатии руки, допустим, можно было ее ощутить. Но вместе с тем уровень владения инвалидами по зрению системой Брайля снижается. Об этом свидетельствуют и зарубежные исследования, и контрольные срезы в школах для детей с нарушением зрения у нас. В то же время имеются данные, что инвалиды по зрению, владеющие системой Брайля, гораздо чаще трудоустраиваются и успешнее продвигаются в своей профессиональной деятельности, чем незрячие, которые не владеют системой Брайля.
Выделяя актуальные проблемы: зрячие дети, поступающие в школу, практически все умеют читать, а незрячие дети часто поступают в школу, не имея даже элементарных навыков самообслуживания, слабо развитую моторику пальцев рук, при этом значительно отстают в физическом развитии. А чтобы слепой ребенок, поступающий в школу, умел читать - это вообще большая редкость. Надо налаживать дошкольное воспитание. Многое зависит, конечно, от чиновников. Во многих регионах есть детские сады для детей с нарушением зрения, но туда, как правило, не принимаются тотально слепые дети.
Мы у себя в институте коррекционной педагогики на курсах повышения квалификации для дошкольных работников уже давно объясняем важность подготовки незрячих детей к школе и даем соответствующие методики. И в детских садах педагоги, после наших курсов, осознанно занимаются развитием осязания и моторики пальцев рук, развивают силу рук, что тоже необходимо для письма по системе Брайля.
Работников дошкольных образовательных учреждений с самой системой Брайля пока знакомим по желанию. В прошлом году таких желающих оказалось немало. Люди приехали на курсы в свой отпуск, за свои деньги. То есть нам, наверное, надо смелее этим заниматься.
Еще есть такая проблема: многие родители оказывают специалистам яростное сопротивление, возражая против обучения своего ребенка по системе Брайля, если у него есть хотя бы остатки зрения. Сама лично много раз сталкивалась, когда говорят: «Мой ребенок будет читать и писать, как все, я не хочу, чтобы его учили читать руками». Отсюда актуально усилить работу с родителями. Обобщать опыт пропаганды системы Брайля в регионах. Больше говорить в прессе о психологических проблемах родителей и самих инвалидов в отношении к самой системе.
От республики Коми к нам в институт коррекционной педагогики обратились люди из Общества слепых и из департамента образования с просьбой помочь в подготовке кадров по работе с незрячими дошкольниками и школьниками. В республике 450 детей-инвалидов по зрению, 40 из них – в самом Сыктывкаре, и ни один детский сад не берет, и школы специальной нет, и в другие регионы, как в Советское время, не отправляют. И такая ведь картина во многих регионах. А в среднем за последние годы в России число детей, инвалидов по зрению, каждый год увеличивается на 4300 человек.
В школе не хватает педагогов, владеющих системой Брайля. Дошло до того, что у нас много школ вообще не имеют ни одного незрячего педагога.
Главный редактор журнала «Школьный вестник» Юрий Иванович Кочетков поделился своими размышлениями на тему «Брайль и культура».
Незрячий поэт Черкасов в одном из своих стихотворений писал:
«Я через тьму не перепрыгнул.
Но я пробил во тьме окно
Размером с брайлевскую книгу.
Мне дарит яркий свет оно».
Рассвет брайлевской печати – это, конечно, 1970-е годы, когда выпускалось примерно 280 наименований книг каждый год.
Сейчас в совокупности издательства «Репро», «Логос» и «Чтение» выпускают не более 130-140 названий брайлевских книг в год, включая учебную литературу, то есть это в 2 раза меньше, чем в конце 1970-х - начале 1980-х годов.
Мы в журнале получаем много писем, и поверьте, поколение людей, которым 50 лет, значительно грамотнее, чем нынешние школьники. Причем письма взрослых показывают, скольким же людям шрифт Брайля помог найти свое место в жизни.
Хотя парадоксальная ситуация: число студентов увеличивается с каждым годом. Сейчас студентов-инвалидов примерно 2000 человек. И среди них, действительно, немало людей малограмотных. Поэтому и не могут многие сегодняшние выпускники ВУЗов быть конкурентоспособными на рынке труда и устроиться на работу по специальности.
Председатель местной организации ВОС Нагорного округа Александр Андреевич Шахманов говорил о проблемах освоения системы Брайля в Московской городской организации:
Московское городское правление уделяет большое внимание брайлистам. В 2008 году для всех организаций были приобретены буквари, письменные приборы, брайлевская бумага и другие принадлежности для обучения членов ВОС письму и чтению по системе Брайля. Ежегодно проводятся конкурсы на лучшего чтеца по системе Брайля. Обучение имеет целью повышение грамотности, развитие навыков самостоятельности, адаптации и интеграции в Общество.
В ХХ веке шрифт Брайля стал основой в реабилитации инвалидов по зрению. Особенно это проявилось в послевоенные годы. Тысячи военноослепших, овладев системой Брайля, вернулись к полноценной жизни.
В 1987 году в конкурсе на лучшего чтеца по Брайлю приняли участие более 700 человек, из них свыше 200 – были вновь обучившиеся. Это были представители всех первичных организаций, как учебно-производственных предприятий, так и территориальных организаций. После событий начала 1990-х годов реабилитационная работа во Всероссийском Обществе слепых резко спала, особенно это касается обучения членов ВОС системе Брайля. Так, в конкурсе на лучшего чтеца по брайлю, организованном в 2008 году, участвовало только 112 человек, из них вновь овладевшие рельефно-точечным шрифтом – 12 человек.
Каковы причины, приведшие к печальным итогам? Первое: естественное сокращение преподавателей-общественников, они имеются только в семи первичных организациях. Второе: отсутствие пополнения в рядах Общества. И третье – самое главное: отход от этой работы Всероссийского Общества слепых.
Как известно, 2009 год в Москве объявлен годом равных возможностей. Но в этом документе подробно описаны все категории инвалидов, кроме слепых. Отмечен только один пункт: представление технических средств реабилитации, но не через московское городское правление, а через ЦСО.
При ЦСО существуют десятки центров реабилитации, но для инвалидов по зрению – ни одного.
А вот что сказала заведующая приемной по обращению граждан аппарата управления ВОС Галина Ильинична Иванова:
Я бы еще добавила к нашему письму в правительственные структуры такой пункт: чтобы на упаковках лекарств, парфюмерных, хозяйственных товаров были надписи по брайлю. Ко мне обращались несколько фирм: «Фармахим» и ряд других, которые эти надписи делают, я им помогала. Но это югославские, венгерские фирмы, не российские. Наши фирмы такие надписи не имеют, поэтому хотелось бы их к этому подвигнуть.
Брайлевская система меня делает самостоятельной, я не дергаю своих помощников: прочитайте, найдите, запишите, и это помогает мне даже войти в контакт с моими посетителями.
Заместитель главного редактора Московского издательско-полиграфического объединения «Репро» Сергей Анатольевич Новиков тему своего выступления обозначил как «Информационные технологии – вторая жизнь системы Брайля»:
Я начну с того самого письма, которое прозвучало с этой трибуны и которое, я думаю, все мы должны как следует обсудить. Я согласен одобрить это письмо в целом, но только в целом. Пять лет, прошедшие с момента проведения последней конференции по брайлю, вывели целый ряд проблем, которые сейчас требуют, как минимум, подготовки новой редакции этого письма.
Начну с библиотек. Кому сейчас подчиняются наши специальные библиотеки? Они подчиняются региональным министерствам культуры. Но к чему это приводит? К тому, что в региональных условиях обязанности библиотеки четко не определены. Работнику библиотеки нужно отчитываться о проделанной работе. Что лучше всего и ярче всего смотрится в отчете? Это освоение нового. Это информационные технологии, и, прежде всего, компьютерные классы. Но старый добрый брайль сейчас в отчетах уходит на второй план, если не на третий и на четвертый.
Нельзя противопоставлять компьютер брайлю, это серьезнейшая ошибка. Компьютер дает брайлю новую жизнь, и она обеспечивает его будущность наряду с брайлевской книгой, не вместо, а именно наряду.
Брайль в значительной степени облегчает незрячим освоение компьютера. ИПО «Чтение» выпускает систематически квартальный альманах «Компьютерные технологии». МИПО «Репро», которое я имею честь представлять, выпустило учебник по информатике в двух томах, это 15 книг по брайлю. В учебном процессе эта книга используется. ИПТК «Логос» выпустил целый ряд рельефно-графических пособий. Этот опыт нужно обсуждать для того, чтобы найти выход из целого ряда проблем. Одна из них заключается в том, что большинство незрячих пользователей компьютера работают без мыши, в лучшем случае используют тот эмулятор мыши, который есть в любой программе экранного доступа. Соответственно, значительная часть материалов, которые берутся из обычной печати, должны иметь специальную доработку с пояснением, как ту или иную команду можно проделать без мыши, с помощью клавиатуры. И другая проблема связана с тем, что эта литература содержит огромное количество схем и рисунков. Эти схемы должны быть очень толково пересказаны, то есть здесь тоже нужна достаточно значительная доработка.
В письме необходимо, я думаю, по-новому поставить проблему коррекционных школ. В связи с увлечением интегрированным образованием есть определенное недопонимание и споры, которые можно было бы снять, если бы четко были обозначены требования к образованию инвалидов по зрению. В этих требованиях должно быть четко сказано, что инвалид по зрению должен знать брайль, должен уметь работать с компьютером, владеть информационными технологиями, программами экранного доступа, и образовательное учреждение обязано его этому научить. А процесс и качество обучения должны контролироваться соответствующим образом. В этом случае, я думаю, очень многие обычные школы, столкнувшись с такими требованиями, должны были бы либо их выполнить, либо уступить свое место школам коррекционным. И сами коррекционные школы тоже должны тщательно выполнять эти требования. Сейчас в коррекционных школах преподавание брайля не спрашивается в той системе контроля, которая над ними существует.
Сейчас происходит очень противоречивый процесс, когда мир зрячих все больше к брайлю поворачивается, а незрячие от брайля все больше отворачиваются. И уже иногда можно и этикетки прочитать по брайлю, и обозначения в лифте, а среди незрячих все меньше людей знают брайль и все меньше людей готовы по брайлю что-либо читать.
Восприятие информации на слух и восприятие информации с помощью осязания имеют свои плюсы. Огромным плюсом восприятия информации на слух является возможность беглого освоения больших информационных величин, например, книги по 700-900 страниц прослушать быстрее, чем прочитать по брайлю. Но у восприятия осязательного есть свои преимущества. Если речь идет о восприятии таких вещей, как текст по высшей математике с большим количеством формул, то они, конечно, должны восприниматься исключительно по брайлю.
Эти проблемы должны найти отражение в письме. И это письмо нужно направлять в каждый из наших 86 регионов.
Начальник отдела информационных технологий института «Реакомп» Анатолий Дмитриевич Попко рассматривал в своем выступлении роль рельефно-точечного шрифта Брайля как способа обработки информации:
Мне хотелось бы кратко сформулировать те особенности, в силу которых использование брайля неизбежно. Брайль максимально приближен к чтению глазами. От системы Брайля не удастся отказаться при обучении детей. Второй аспект: использование брайля обязательно для инвалидов по зрению и слуху. Никаких альтернатив здесь пока не предложено. Третий аспект: практика показывает, что есть такие тексты, которые на слух плохо воспринимаются. Я бы таких текстов выделил три вида: математические тексты с формулами, сложные философские тексты с рядом сложноподчиненных оборотов, требующие повышенной концентрации, и, наконец, ноты.
Создать инструменты для письма и чтения по брайлю значительно проще, чем что бы то ни было еще. Обучение использованию рельефно-точечного шрифта не требует дополнительной квалификации по сравнению с использованием альтернативных механизмов работы с информацией.
Хотелось бы отметить универсальность рельефно-точечного шрифта и отсутствие посредника. Если стоит задача ознакомиться с информацией перед человеком, который владеет системой Брайля, то обеспечение его этой информацией в рельефно-точечном виде все вопросы снимает, в то время как обеспечение его информацией в других форматах, будь то кассета, будь то какой-то из компьютерных вариантов, этой проблемы не снимает.
В настоящее время не представляется возможным замена рельефно-точечного шрифта Брайля в быту, например, уже поднимался вопрос о подписывании лекарств.
Специалист технического отдела ИПТК «Логос» Алексей Георгиевич Базаров посвятил свое выступление безбумажному Брайлю:
Система Брайля меняет свою форму. В спецбиблиотеках, спецшколах, в центрах реабилитации появляется большое количество специализированной техники, позволяющей выпускать малотиражные издания, предназначенные для узкой аудитории. К числу таких устройств относятся настольные брайлевские принтеры. В настоящее время ряд компаний занимается разработкой специализированного программного обеспечения, позволяющего за короткое время подготовить достаточно качественный текст для печати шрифтом Брайля. Это относится и к художественной литературе, и к научным текстам. Таким образом, вывести на брайлевскую печать текст может не только специалист в этой области, но и просто человек, грамотный в компьютерной технике.
Все большую популярность получают брайлевские дисплеи или брайлевские строки. Брайлевские дисплеи выпускаются в самых разных конфигурациях, имеют длину от 12 символов до 80. Использование таких устройств в каждом конкретном случае зависит от целей, от потребностей сотрудника.
Таким образом, необходимо признать, что компьютерная технология и брайль не замещают друг друга, а все больше и больше происходит взаимное проникновение, взаимное дополнение этих двух явлений.
С. Н. Ваньшин: От себя немножко добавлю. Еще в 1980-е годы за рубежом начал получать распространение безбумажный брайль. Например, в Швеции слепые получили возможность после полуночи иметь у себя в компьютере электронную версию ведущих газет страны, и брайлевский дисплей при компьютере давал возможность с утречка прочитать свежий номер газеты.
Мы провели эксперимент. Мы получили электронную копию номера журнала «Техника молодежи». Не в выборочном варианте, а полный номер. Причем мы его получили сразу после подписи в печать. Может быть, пришло время попробовать отрегулировать вопрос на федеральном уровне, чтобы на следующий день после выхода в свет ведущих газет, можно было бы издавать таким образом сборник центральных публикаций из этих газет. Очерки, обзоры, аналитика на следующий день своего значения не теряют, и для слепых они были бы не менее актуальны, чем накануне.
Реабилитолог института «Реакомп» Алексей Васильевич Шкляев говорил о значении системы Брайля в своей судьбе:
Брайль – замечательное средство реабилитации или восстановления утраченных жизненных способностей у человека, которого слепота настигает в середине жизни.
Я пришел в Общество слепых, когда мне было чуть меньше 32 лет. Была целевая установка вернуть способность читать литературу, потому что до слепоты я любил читать, наше поколение книгу воспринимало с большей любовью, чем нынешнее компьютерное поколение. Когда пришел на предприятие, то незрячий директор, Шугрин Александр Александрович, в нашей ознакомительной беседе сказал коротко: «Учи брайль». И я взялся. У нас на предприятии был такой рабочий, Виктор Кармашкин, который с огромным рюкзаком ездил на Валовую улицу, это прежний адрес нашей библиотеки. Я думаю, как же нужно любить чтение, чтобы преодолевать полностью незрячему человеку такой путь: от Лося на метро и так далее. Годика через 3 я начал читать первые книги. В моей жизни большую роль в освоении брайлевской письменности сыграла моя работа под руководством Федотова Виктора Ивановича в СКБ в отделе тифлотехники, именно он мне порекомендовал научиться печатать на машинке. Огромное ему спасибо за это, потому что машинка меня очень выручила.
В наших первичных организациях брайль не популярен. Этому способствует и то, что наши председатели местных организаций в подавляющем большинстве не брайлисты. Как говорят, каков поп, такой и приход, если председатель не владеет системой Брайля, то что спрашивать с его подопечных.
Я состою на учете в Лосиноостровской первичной организации. Там проводятся конкурсы по системе Брайля. Конкурсантов от силы 5-7 человек при учетном составе где-то около 700 человек.
Не всякому взрослоослепшему интересно заниматься овладением системы Брайля, потому что сейчас много более заманчивых средств информации, которыми можно заполнить свой досуг и преодолеть информационное голодание. Ну, «говорящая» книга, радио и так далее. Поэтому старательно изучают брайль только те люди, которым ясна цель. Брайль в ряду тех средств, с помощью которых можно выйти на достаточно приличный уровень самостоятельной жизни.
Если бы не брайль, тогда бы я не смог писать те пособия по реабилитации, которые я пишу. Я бы не смог никогда поделиться своим опытом и опытом моих товарищей взрослоослепших, с которыми мне на жизненном пути удалось повидаться.
По итогам конференции вновь было составлено открытое письмо, текст которого мы приводим в полном объеме:
«В наши дни, когда положение культуры, образования и науки в России оставляет желать лучшего, определенно падает внимание и к письменности слепых. В России за последние полтора десятилетия количество незрячих, владеющих рельефно-точечной системой Луи Брайля, упало в 5-6 раз. По этой причине не только катастрофически снижается уровень грамотности среди слепых, но, что самое опасное, большая часть инвалидов по зрению становятся полностью неграмотными, теряя доступ к значительным фондам книг, выпущенных в России рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также к целому ряду материалов образовательного, общественно-политического и медицинского характера, включая предупредительные таблички и надписи на лекарствах.
В то же время рельефно-точечная система чтения и письма для незрячих остается одним из самых основных и важных средств общения и доступа к информации, которое в обозримом будущем не сможет заменить НИЧТО ДРУГОЕ. Только на основе системы Брайля как наиболее доступной и удобной для восприятия информации посредством осязания может строиться вся многоступенчатая система образования незрячих, а также многие важнейшие направления реабилитации, интеграции и социализации инвалидов по зрению, включая трудоустройство, которое сегодня невозможно без овладения различными технологиями и методами информационного обеспечения (такими, как брайлевские дисплеи к компьютерам, текстовые телефоны, печатные издания и др.), не говоря уже о приобщении к сокровищам науки, литературы и искусства. Однако издание и хранение брайлевских книг в надлежащих условиях в течение длительного срока, подготовка тифлопедагогов и работников социальной сферы, создание и внедрение в обслуживание незрячих современной техники, основанной на использовании компьютерных средств реабилитации, - требуют определенной регламентации в федеральных и региональных нормативных актах, административного регулирования, управления и общественно-государственного контроля, а также больших финансовых затрат. Поэтому необходимо самое пристальное внимание и активное участие государства и Общественных организаций в решении всех этих задач.
Мы обращаемся ко всем, от кого зависит судьба письменности слепых.
Мы надеемся, что:
Министерство образования и науки Российской Федерации создаст все необходимые условия для повышения роли системы рельефно-точечного письма и чтения по Брайлю в процессе преподавания, закрепит его значения для детей-инвалидов по зрению в новых образовательных стандартах независимо от формы обучения, обеспечит рост числа тифлопедагогов и повышение их квалификации, а также обеспечит контроль над выполнением этих и других условий со стороны региональных органов управления образованием и общественных организаций;
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации гарантирует из года в год устойчивое книгопечатание для слепых, в том числе и условия для обеспечения учебной литературой всех детей-инвалидов независимо от формы и ступени образования;
Министерство культуры Российской Федерации, а также региональные органы культуры создадут необходимые правовые, административные, имущественные и материальные условия для того, чтобы специальные библиотеки для слепых приобретали, свободно размещали, хранили в надлежащих условиях и эффективно использовали уникальные, собранные за десятилетия фонды изданий рельефно-точечного шрифта, активнее пропагандировали среди незрячих читателей систему Брайля. И кроме того Министерство культуры Российской Федерации, а также региональные органы культуры усилят контроль над обеспечением доступности библиотек, музеев и других объектов культуры для инвалидов всех категорий, включая и инвалидов по зрению;
Правительство Российской Федерации и Государственная Дума, органы законодательной и исполнительной власти на местах постоянно будут предусматривать в бюджете финансовые средства на обеспечение указанной деятельности, и проводить в жизнь законы о социальной защите инвалидов РФ.
Понимая, что без поддержки общественности невозможно решить эти вопросы, мы надеемся на помощь средств массовой информации. Те, чьим рабочим инструментом является слово, могут лучше остальных понять нашу тревогу и найдут возможность защитить шрифт Брайля как важнейший специфический инструмент развития незрячего человека и понимания им окружающего мира.
Мы рекомендуем:
Пропагандировать и внедрять (по примеру других стран) способы тактильной идентификации различных предметов обихода: денег, лекарств, продуктов питания, пластиковых карт, маркировки элементов управления бытовой техники;
Создать для всех издателей рельефно-точечной литературы законодательные условия для свободного доступа к файлам воспроизводимых изданий, особенно содержащим специальные символы и формулы (ноты, издания по математике, физике и другим естественным наукам);
Оказывать помощь производителям рельефно-графических пособий: карт, чертежей, схем.
Брайль – это неотъемлемая часть всеобщей культуры. Его роль и место в реабилитации, интеграции и социализации незрячих людей прочно закреплена не только в российском, но и в международном законодательстве, в частности, в Конвенции ООН о правах инвалидов, которая в 2008 году была подписана Российской Федерацией».
Опубликовано: журнал "Диалог" № 3 за 2009 г.
Источник: http://www.vos.org.ru/index.php?catid=99:-qq--3--2009&id=308:2009-12-08-13-02-53&Itemid=183&option=com_c

Комментариев нет:

Отправить комментарий