понедельник, 20 октября 2014 г.

Душа нараспашку не боится сквозняков.


  Известно, что в России люди с ограниченными возможностями живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, поэтому, встречаясь с такими людьми, мы не знаем, как себя вести, как сделать так, чтобы случайно не обидеть? Не замечать ограниченных возможностей или, наоборот, проявлять жалость и участие? Когда я шла на встречу  с Екатериной Алейник, я представляла себе некое согбенное неуверенное в себе существо с трудом на ощупь передвигающееся по комнате. Все дело в том, что Катя слепая от рождения. К счастью мои ожидания не оправдались. Меня встретила приветливо улыбающаяся, девушка, с ясными умными глазами.

 За каждым фактом ее биографии, стоит какая – то история, но если попытаться рассказать вкратце, то родилась она в Воркуте. В раннем возрасте родители перевезли ее в Калининград и все свое детство и юность, до девятнадцати лет она прожила в Калининграде. За исключением нескольких лет, когда Катя училась в Санкт - Петербурге в специализированном интернате для слабовидящих детей. Она росла, училась, приспосабливалась и в результате смогла перейти в гимназию для обычных детей.

 У людей с ограниченными возможностями часто возникают проблемы при получении образования.  Но Кате удалось получить образование.

 Она поступила в Калининградский(?) университет по конкурсу, не пользуясь никакими льготами, на факультет Политологии.

 - Но это несколько не мой формат.- улыбается моя собеседница.- С одной стороны - я слишком близко к сердцу воспринимала политическую судьбу нашей страны, а с другой - я была далека от тех, полит технологий, которым нас обучали, и я оставила учебу. Тем более что случился вынужденный переезд.

  Вскоре она вновь поступила, но уже  на филологический факультет Санкт - Петербургского Государственного университета.

 - То, что я поступала по конкурсу, не пользуясь своими привилегиями, для меня это было способом пробивать дорогу другим незрячим людям. Потому что существует стереотип, что слабовидящий человек беспомощен, ему мамы папы должны книжки читать. А мне учеба в общеобразовательной школе дала возможность накопить опыт, как можно обмениваться информацией между обычными людьми и теми, кто может читать и писать только шрифтом Брайля.

  На филологическом факультете она проучилась два года. Потом снова пришлось переехать на этот раз в Смоленск.

 - Поначалу, я собиралась продолжить учебу заочно. Но поразмыслив, поняла, что научно исследовательская деятельность меня совершенно не привлекает. И я окончательно оставила учебу.

 - Творчество в ее жизни присутствовало всегда. Еще лет с десяти она стала понемногу писать стихи, но особого значения этому не придавала.

 - Ну, пишу и пишу, подумаешь. Рассказывает Катя. - Потом я стала задумываться над тем, для чего живет человек, кто я? Я же не  просто тело - некая биомасса, не мясная избушка, как говорит мой приятель. Я искала путь к познанию себя, к познанию смысла жизни и эти искания выразились  в моих литературных произведениях.

 В Смоленске судьба свела ее с людьми близкими по духу, которые тоже задумывались над этими вопросами. Она попала в библиотеку, где собираются пишущие ребята, которым ее поэтическое самовыражение было не безразлично. «Первый творческий вечера, состоялся 15 мая 2008 года в читальном зале центральной библиотеки города Сафоново Смоленской области. Получилось неожиданно чудно»!- запишет она позже в своем интернет дневнике.

 . Ее стали приглашать на встречи с читателями. Больше всего  в таких выступлениях привлекало то что, стихи находят отклик в душах слушателей, происходит некий внутренний обмен.

 - Что – то меняется во мне и в людях, которые пришли на встречу. Я вдруг для себя обнаружила, что в этом и есть мое призвание. Что человек, который старается почувствовать мир вокруг себя, этот человек обречен отдавать. Нельзя  жить только для себя, всю жизнь, занимаясь накопительством, так же, как невозможно бесконечно наполнять кувшин водой, это тупиковый путь, он ведет к деградации.

  Каждая встреча для нее это достаточно затратный процесс. И не только потому, что нужно выучить все стихи наизусть. А почему – то именно свои стихи запоминаются труднее, чем чужие.

 - В какой-то момент  я почувствовала, что становлюсь станочницей, выхожу в тираж. Невозможно с полной самоотдачей проводить встречи по несколько раз подряд. Я же не народная артистка, пришлось ограничивать такого рода общение.

 Творчество Екатерины Алейник все насквозь пронизано светом. Удивительными светоносными образами.

 -Однажды я ощутила себя сильным крепким молодым деревом, качающимся под порывистым ураганным ветром. И почувствовалась взаимная радость ветра и дерева, готовых соприкасаться в могучем природном танце, с каждым прикосновением укрепляя свою силу.- Пишет она в интернет дневнике.

  Тогда родилась строфа из пяти первых строк, которая выражает это слияние. А потом каждая строка перешла в свои строфы, образуя движения этого танца, раскрывая глубже чувства дерева. Так и сотворился венок строф.

  - Как-то случилось, что я стала слышать ритм природы. Это чудесный ритм, узоры которого всегда разнятся. Ветер не дует всегда с одинаковой силой, трава шелестит каждое мгновение чуточку иначе. Из этого ритма произросло стихотворение "Утро мира". - Зарисовка "Истории мудрого утра" появилась, как ответ на мой вопрос: "Откуда же ко мне приходят сказки и как придумываются?" На самом деле, сказки всегда приходят по-разному, может, когда-нибудь я опишу и другие ответы, которые получила на свой вопрос. А пока - о появлении историй, которые приносит мудрое утро

 -Музыкальная картина "Светолёт" возникла из сочетания целого фейерверка чувств, которые испытываешь во время полёта или прыжка с огромной высоты. Но среди этих чувств не нашлось места страху. Только радостный восторг, счастье и ощущение необычайного волшебного приключения.

 Удивленная и заинтригованная рассказам с надеждой спрашиваю свою собеседницу, есть ли изданные книги?

 - Есть сверстанный сборник, он немного незакончен. В издательстве, в которое я обратилась, обещали завершить работу над книгой в кратчайший срок. Я предлагала им заключить договор и заплатить деньги заранее, но они отказались. В итоге не хватило буквально пары дней, – улыбается моя собеседница.- У меня опять случился вынужденный переезд и сборник так и остался неизданным. А сейчас все уже настолько переосмыслено, что рукопись придется переверстывать. Редкие стихи из тех, что вошли в эту книгу, мне уже не близки, и я бы в них что-то изменила, но, тем не менее, я считаю, что презентовать нужно те произведения, которые актуальны для меня сегодняшней. Ну, вы же не станете угощать гостей прошлогодней колбасой, вот, мол, мы недоели, кушайте на здоровье

 . Круг интересов Кати широк и разнообразен. Глядя на нее, я понимаю, что это не она, а мы люди с ограниченными возможностями. Мы – здоровые и сильные, ограниченны своей ленью, безразличием, нежеланием мыслить и чувствовать. Это наш мир сер и полон призраков. А в ее  многокрасочном светлом мире всегда свети солнце, и она смотрит на него, не щурясь, черпая из его лучей, тепло души и радостное удивление жизнью.

 - Как ни странно я – визуал. Не знаю, откуда это, я с рождения незрячая и не должно быть никаких зрительных образов, цвета, но так  или иначе я их вижу в своем воображении. Я показываю рукой и говорю: « посмотри; я видела сегодня; или, а ты видел вчера?», такое у меня психологическое устройство.

  Когда она училась в Москве аранжировке музыки и звукозаписи на компьютере, то познакомилась с супругой своего сокурсника. Та оказалась преподавателем по бисероплетению и макраме. Как – то Катя пришла к ним в гости, хозяйка показала ей свои работы.

 - А у нее там  целая выставка: - восторженно выдохнула Катюша, - какие – то цветочки, черепашки, слоники, крокодильчики, кошечки, собачки, деревца. И все это из бисера и макраме, и все  такое красивое! И я подумала – как это здорово! Ведь эти поделки можно не только почувствовать на уровне ощущения, что излучает эта картина, но и пощупать, понять форму, как это выглядит. Я могу сплести по схеме, по описанию, например, дерево, потрогать и представить, как оно выглядит. Я поняла, что для меня это доступный вид декоративно – прикладного творчества и решила попробовать мастерить. Решилась сплести в подарок слонёнка из бисера. Да не плоского, а объёмного, да не простого, а разноцветного яркого!

 Ну, купила бисер разный-разный красивый, поискала в сети описаний внятных - не нашла. Зато добыла схему, которую неособо-то мне могли грамотно прочитать. Но авось - штука нужная, поэтому мы со слонёнком, бисером, катушкой проволоки и помощниками по прочтению схемы на него положились, я бы даже сказала, возлегли. Не все удалось и поэтому, первую попытку назвала аварийным слонёнком.

  Раньше я совсем не любила дарить подарки, потому, что я не люблю приносить их из магазина. Поскольку в связи со сложившимися обстоятельствами я человек, часто принимающий помощь от окружающих меня людей, теперь все изменилось. А когда я знаю, что я могу подарить, что-то сделанное своими руками, то для меня это просто счастье. Я могу день и ночь сидеть, плести, не спать, не есть потому, что я знаю что, я могу таким образом доставить кому – то радость.

  Теперь она уже владеет этой техникой творчества настолько хорошо, что сама рассказывает на сайте, посвященном искусству незрячих и для незрячих, как можно создавать определенные поделки из разных материалов. Там содержатся пошаговые описания, которые доступны незрячим людям.

 И снова сюрприз, оказывается, Екатерина Алейник делает сайты, есть творческий сайт, есть блог в интернете. Сейчас она работаю над сайтом музыкального проекта, который делает возможным для незрячих людей создание музыки на компьютере. Есть несколько коммерческих проектов, которые приносят небольшой доход.

  - Еще я играю на этнических инструментах, всяких гудках, дудочках, очень люблю варган. Занимаюсь этими инструментами на уровне представительства московского магазина в Ставропольском крае, потому что сама играю, хочется и другим в этом помочь. Игре на фортепиано, она училась в музыкальной школе, правда школу так и не закончила. Еще почти самостоятельно освоила  гитару, совсем немного позанималась с наставником, а дальше сама, на флейте, Дело в том, что  у Кати от природы  абсолютный слух. А та музыка, которую она пишет – это картины. Потому что, слово «видеть», и слово «рисовать» ей гораздо ближе, чем слово « слышать» или «осязать».

  Хотя сейчас она пытается переориентировать автономную систему своего тела на осязательные процессы. Смотрит картины ладошками. Недавно состоялась творческая встреча Екатерины Алейник в центральной библиотеке с. Донского. Накануне она побывала там, посетила выставку картин художника Долженко Ф.Н.

 - Я же не знала этого художника, я спросила можно мне ладошками их посмотреть? – хрупкая девушка осторожно переходила  от картины к картине, проводя трепетной ладошкой вблизи холста, -  Знаете, для меня это было открытие! Может быть, это покажется странным, но я испытал ощущения сродни тем, что испытала в Третьяковской галерее.

  Экскурсия в Третьяковку это отдельная история.

 - Представляете, девушка с белой тростью пришла в картинную галерею?!  Обхохочешься! – восклицает Катя - Смотрители минут на пятнадцать впали в ступор. А потом они так прониклись. Ко мне приставили охранника, который провожал меня от иконы к иконе, помогал ладошки провести совсем вблизи от изображения, чтобы можно было лучше почувствовать исходящее от полотна тепло. И картины Долженко были для меня чем-то подобным по силе излучения.

  Меня сопровождали библиотекари Татьяна Васильевна и Галина Васильевна, они свидетели. – Продолжает рассказ Катя - Я провожу рукой, говорю: вот от этой картины идет тепло, а от этой прохлада. И они подтверждают: «Да, потому что тут нарисованы горы.»

 - А тут немного прохладно, но не везде»,

 - Да, - следует ответ, потому что здесь вода и мост.

 -Я сама была потрясена тем, что мне удалось настолько точно почувствовать изображенные на картинах пейзажи ладонями.

  А недавно в гости приезжал друг, и  он положил предо мной два листа и попросил рассказать ему о том, что она чувствует. Она почувствовала нечто странное –  на одном листе равномерно теплый фон, как будто весь лист заполнен чем – то однородным, весь замалеван, а на другом – такой же фон но гораздо слабее, совсем чуть-чуть. Молодой человек рассмеялся и говорит: «Правильно – это мое письмо к тебе, написанное от руки».

 - По-моему вы вполне сложившийся, самодостаточный человек. Скажите, зачем вам все это? Неужели вы до сих пор пытаетесь доказать окружающим, что вы такая же как все?

 - Нет. Сейчас уже нет. Был период, когда мне было очень важно доказать свою состаятельнось. Мой препадавтель мне говорил « ты незрячая, и чтобы чувствовать себя равной обычным условно здоровым людям, ты должна быть на голову выше них во всем». Так вот было время, когда я старалась быть не на голову, а на три головы выше. Для этого я лазила в пещеры. Конечно не только, для того, чтобы всем доказать, какая я самостоятельная, но подспудно, одной из мотиваций было самоутверждение. Я не занималась спилиологией, просто спускалась в пещеры. В Подмосковье есть старые каменоломни, мы ходили с приятелями по гротам, и даже ночевали там. Я многое для себя прочувствовала, и поняла, какой это ужас когда нет рассвета. Еще один этап самопознания и самоутверждение это туризм. Первый раз пошла в горы, здесь в Ставрополе. Есть такой известный человек Артур Чиченин, он занимается и с трудными подростками и с детьми инвалидами. Так вот, когда я впервые с ним пошла в горы. Нас на уазике отвезли в верхний Архыз, мы поднялись, на поляну, разбили лагерь. Представляете, я пришла, первый раз, не взяла ни дождевик, ни теплую одежду. А был дождь, холодно и я стою вся промокшая, все вокруг что-то делают, суетятся. Подходит тренер и говорит:

 - А ты чего стоишь? Иди за дровами.

 - А куда?

 - Туда,- и машет рукой, а я же не вижу, куда он показывает… И пошла. А там какая – то речка, переправа, у меня вместо трости альпеншток. Ну, как – то  набрала дров, потом с ребятами напилили бревен, развели костер. Я в первый раз в жизни почувствовала себя такой же как все, ни один человек из команды не испытывал ко мне жалости, и не считал меня хуже и беспомощнее других. Для меня это было очень ценно.

 Но на сегодняшний день этот вопрос для меня решен. Я больше никому ничего не доказываю. Просто пришло понимание, что я  такая, какая есть. В общем –  Я круче Эвереста - и это не значит, лучше кого-то или чего-то. Это состояние силы.  Пришел новый период – период самодостаточности. При этом я не перестала ходить в горы, и заниматься скалолазанием. Как тренер говорит «Ты не видишь, тебе не страшно. Лезь.» Я и сейчас иногда хожу с группой полазить на немецкий мост

 -Ваши поиски уже закончены или вы будете продолжать искать себя? Как – то расширять свой круг интересов?

 - Есть хорошее выражение «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Я Бога не смешу и планов не строю. Но когда мне казалось что, я уже в конце пути, то вдруг оказывалось, что это только начало. Круг познания бесконечен. И мне еще далеко до совершенства. Тем более что, совершенство это не замершая статичная какая – форма. Совершенство – это процесс, который может длиться бесконечно.

 М.В. Марухленко

 методист по работе с детьми

 МКУ «Труновская МЦБ»

Комментариев нет:

Отправить комментарий